Учебный центр охраны труда в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, Московский проспект, 183-185 4.9 звезд на основе 37 оценок

Некоторые моменты касательно регулирования нормативно-правового характера относительно охраны труда

Арм-Экогрупп

Не являются совершенно новыми или незнакомыми для работников компаний принятые нормативно-правовые регулирующие требования охраны труда – они общеизвестны. Но, стоит еще раз поговорить о них.

На сегодняшний день практически все правила относящиеся к различным отраслевым сферам, касающиеся охраны труда (сюда можно отнести и те, которые были утверждены исполнительной властью СССР и межотраслевые правила, которые приняли в 1997-2003 гг. Минтрудом РФ), и которые применяются практически. Данные законодательные документы в действительности нельзя назвать надлежащими актами нормативно-правового характера, где содержится обязательные нормативные требования для охраны труда, регулируемые государством по таким пунктам:

  • многие просто не прошли, по различным причинам, регистрацию в Минюсте РФ в установленном порядке и не публиковались в официальных источниках;
  • каждый такой документ является противоречивым относительно положению ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) и содержащие нормы права, которые можно отнести к области регулирования данного законодательного документа;
  • в своем большинстве они проходили утверждение, как минимум, 10-летие назад, а то и более. За такой большой период законодательство в сфере охраны труда, несколько раз изменялось. И тут же Правительственное российское постановление, принятое 23.05.2000 под № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда», действовавшее раньше, а также имеющее законную силу в настоящее время другое российское Правительственное постановление от 27.12.2010 под № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», должны быть изменены, так как уже вступили в силу изменения законодательной документации РФ по охране труда.

Нужно сказать, исходя из вышеизложенного, благодаря изменениям, которые регулируются ст. 26 и вступившие в силу 14.10.2014 под номером 307-ФЗ, где сказано, что многие российские законодательные акты на данный момент утратили свою законную силу из-за того, что были уточнены некоторые нюансы касательно полномочий органов государственной власти, а также муниципальных органов по поводу осуществления надзора государством и контроля муниципалитета в законодательный документ под номером 294-ФЗ и принятым 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (дальше мы будем называть его Закон № 294-ФЗ). Говоря кратко, то уже 01.07.2015 года должностные лица, находящиеся на службе в органах государственного надзора и контроля муниципалитета, нельзя проводить проверку касательно того, выполняет ли предприятие требования, которые регулируются актами нормативно-правового характера и проходивших регистрацию Минюстом РФ в порядке, установленным государством, и были опубликованные в неофициальном источнике, а именно «Бюллетене Министерства труда РФ».

Как показывает практика, такая ситуация не может положительно сказываться на объективность принятых решений владельцами, директорами или начальниками предприятий во время нормирования требований по охране труда, которые необходимо выполнять исходя из профессии сотрудников и по виду работы, производимой этими работниками, а также на эффективной работе органов власти, проводимой инспекцией в период осуществления надзора, как федерального, так и государственного, чтобы требования по охране труда соблюдались в полной мере.

Следует отметить, что для работодателей риски по поводу применения законодательной базы охраны труда являются, с правовой точки зрения, несостоятельными. Для должностных лиц, которые относятся к федеральной инспекции законы исполнительных органов, как СССР, так и касающиеся РСФСР, на данный момент такие, которые не соответствуют законодательной базе России и они не опубликованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерацией.

Нарду с этим, в Закон под номером 294-ФЗ, а именно в статью 20 внесли дополнения, говорящие но том, что, если нарушены указанные требования, то это грубое нарушения законодательно-правовой базы, касающиеся государственного надзора. И если они были допущены, тогда результат такой проверки будет признан недействительным, а лицо государственной власти, которое смогло допустить такое правонарушение, подвергается наказанию в соответствии с административным правом. То есть на такое лицо может быть наложен штраф или дисквалификация на полгода. Конечно, никто не поставит под сомнение необходимость и объективность такого требования. Но, следует привести некоторые примеры, касающиеся этого.

Как пример, можно взять правила межотраслевого характера касательно охраны труда, относящиеся к выполнению работ кузнечно-прессовой направленности во время обработки металлов холодным способом и проведению окраски, что было утверждено в постановлениях Минтруда РФ – это № 37 от 09.07.1997, № 55 от 27.10.1997, а также № 37 от 10.05.2001. Эти документы прошли регистрацию в том порядке, который установлен Минюстом РФ, а также в неофициальном источнике опубликовались , а именно это был «Бюллетень Минтруда России».

Такой перечень актов можно перечислять до бесконечности. Стоит лишь отметить, что, к сожалению, начиная от 01 июля 2003, то есть с утверждения Закона под номером 184-ФЗ, являющегося обеспечением, которое должно было бы регулировать трудовую сферу российского Минздравсоцразвития и до его упразднения, на утверждение был отправлен только один нормативно-правовой документ межотраслевой сферы охраны труда, а именно это правила качающиеся водолазных работ – они были утверждены под номером 269 13.04.2007 Минздравсоцразвития.

Такое состояние дел не может положительно сказываться ни на объективных решениях работодателя, когда он составляет нормированные требования к охране труда, относительно работников различных профессий, а также тем видам работ, какие обязаны проводить эти сотрудники, ни на эффективную производительность лиц, занимающих должности при федеральной инспекции труда, в обязанность которых входит проводить надзор федеральной либо государственной направленности, касательно соблюдения правовых норм по охране труда.

Работодатели знают, что риски по поводу применения таких правил во время, когда разрабатывается инструкция, являются, с правовой точки зрения, несостоятельными. А вот лица, наделенные правом проводить инспекцию федерального значения во время составления материалов, относящихся к проверкам, чтобы исключить любые законодательные нарушения государственного надзора приходиться брать за основание правовые нормы российского Трудового кодекса (ТК РФ).

Исходя из данного материала, очевидно, что ситуацию нужно менять и применять комплексные меры для того, чтобы приблизить сроки разработки основополагающих правил касательно охраны труда, и межотраслевые необходимо рассматривать в первую очередь. Такие меры должны быть применены в процессе разработки и скорой реализации Программы пересмотра нормативно-правовых актов относительно регулирования правил охраны труда в 2017-2019 гг., которая формируется в настоящий момент в Минтруде РФ.

За основание для подготовки данного материала была взята статья И.А. Воробьева, являющегося гендиректором ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Министерства труда РФ.

Нам доверяют

Ростелеком
Газпромнефть-Сахалин
Volvo
ОКЕЙ

Остались вопросы? Звоните!

8 (800) 333 00 28

Или оставьте заявку на сайте и мы ответим на все интересующие вас вопросы!

Заказать звонок