Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

29.04.2016

Арм-Экогрупп

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), НИУ "Высшая школа экономики" и Минэкономразвития представили Аналитический доклад 2015 "Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации".

Доклад посвящен важнейшему фактору, определяющему условия ведения бизнеса — контрольно-надзорной деятельности государственных органов.

Сложившаяся, в настоящее время, ситуация в сфере контрольно-надзорной деятельности является неудовлетворительной как для общества, государства, так и для бизнеса.

Статистика свидетельствует, что контрольными органами ежегодно проверяется в среднем 3 % подконтрольных объектов, в лучших ведомствах — около 17 %. Это означает, что в среднем один подконтрольный объект попадает под проверку один раз в 30 лет, для наиболее активных ведомств — раз в 5-6 лет. Для общества это означает, что уровень защиты со стороны государственного контроля недостаточен.

Такая ситуация создает почву для злоупотреблений со стороны чиновников, начинающих преследовать собственные, а не государственные интересы.

Бизнес, в свою очередь, сталкивается с произвольным толкованием норм. Крупным и средним предприятиям для взаимодействия с контролерами приходится создавать специальные службы юристов, малые предприятия просто «уходят в тень».

Значительными являются дополнительные издержки, расходы на удовлетворение избыточных требований, которым должны соответствовать субъекты предпринимательской деятельности и их объекты. В условиях рецессии производства такие дополнительные издержки являются критическими с точки зрения обеспечения конкурентоспособности.

Контрольно-надзорная деятельность должна быть направлена на достижение главных целей: обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, защиту окружающей среды, имущества, других охраняемых ценностей. Необходимо отказаться от требований, не связанных с обеспечением безопасности. Контрольные проверки следует проводить там, где есть риск причинения вреда, а не «подряд по плану». Для наиболее опасных объектов плотность контроля должна возрасти, а для наименее опасных объектов — снизиться в разы.

Представлена точка зрения бизнеса по важнейшим вопросам реформы контрольно-надзорной деятельности: обязательные требования, предъявляемые к подконтрольным объектам, и внедрение риск-ориентированного подхода по видам государственного контроля. Приведена оценка соответствия указанным принципам по 5 видам государственного контроля, изложены предложения по улучшению ситуации.

Приведен обзор изменений в нормативно-правовом регулировании в сфере государственного контроля, произошедших в 2015 г.

О проекте Постановления "О применении системы управления рисками при организации и осуществлении государственного надзора (контроля)" смотрите материал от 07.04.2016 Риск-ориентированный подход при проведении проверок

Аналитический доклад 2015. «Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации»

Наша рассылка

Нам доверяют

Управление Минюста России по Ленинградской области
ООО "Лентелефонстрой - УМ"
Коммунальные службы Тольятти ОАО «ТЕВИС»
Газпромнефть-Сахалин

Остались вопросы? Звоните!

8 (800) 333 00 28

Или оставьте заявку на сайте и мы ответим на все интересующие вас вопросы!

Заказать звонок

Заполните форму, наш менеджер перезвонит и ответит на ваши вопросы